Назад к списку

Актуальные проблемы блокировки счетов по 115-ФЗ

      Закон 115-ФЗ наделяет Банки в РФ обязанностью контролировать финансовую деятельность юридических лиц и иных организаций, а также физических лиц с целью защиты государства, общества и граждан от легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма. На кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ возложена обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с чем Банки должны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. 


  При этом Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений. Сведения о клиентах, в операциях которым было отказано по 115-ФЗ, закрыт счёт по 115-ФЗ или иные сообщения по 115-ФЗ, Банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг, который структурирует информацию и информирует остальные банки о сомнительных лицах. Банки на своё усмотрение используют эту информацию, так называемый "черный список". Также Росфинмониторинг удаляет информацию из "чёрного списка"  о тех или иных организациях по истечении некотрого времени (года или трех лет в зависимости от типа записи).

    Таким образом, на практике в Банках РФ создаётся отдел финмониторинга состоящий из сотрудников Банка и автоматизированной системы анализа денежных потоков клиентов,  которая в рабочем режиме  информирует сотрудников о "подозрительныз клиентах" и "подозрительных операциях". Сотрудники отдела мониторинга принимают решение о проведении проверки по организации и/или отказе в проведении операции, и составляют соответствующий запрос о предоставлении документов. Зачастую банки выходят за пределы прав и обязанностей, предоставленных им по 115-ФЗ, и связано это в первую очередь с желанием незаконно обогатиться за счет своих клиентов. Приведём пример основных мотивов:   Штраф за не предоставление документов по запросу от 10 до 30% от остатка на счете.( Банку выгодно блокировать счет когда остатки по нему большие). 

     1) Штраф за не предоставление документов по запросу от 10 до 30% от остатка на счете.( Банку выгодно блокировать счет когда остатки по нему большие). 

     2) Введение «Резервных» тарифов для клиентов по 115-ФЗ, обслуживание по которым составляет от 30 до 60 тысяч в месяц. 

     3) Затягивание сроков проверки. Так Банк удерживает деньги клиента на своем корсчете. 

     4) Отсутствие помощи клиенту со стороны Банка при проведении проверки.

  Как правило, основной проблемой для клиентов Банка, чьи счета приостанавливают и проверяют по 115-ФЗ, является отсутствие опыта подобных ситуаций. Человек, распоряжающийся счётом, не понимает что он имеет право делать в такой ситуации, а что нет. Обычно Банк отключает пользователя от дистанционного обслуживание по системе банк-клиент,  из-за чего возникает ощущение, что деньги «зависли» и воспользоваться ими нет возможности.

     Банк в свою очередь всё отчетливо понимает, обладает юридической грамотностью в этом вопросе. Данная ситуация схожа с тем, когда Вас останавливает сотрудник ГИБДД и зачастую знание правил поведения и Закона спасает автолюбителей от траты денег и времени на общение с представителями власти.    При этом клиенты Банков при проверке по 115-ФЗ совершают ряд основынх ошибок:

             1) Не предоставление запрашиваемых документов. 

             2) Брань в чате и по телефону с сотрудниками банка. 

             3) Отсутствие резервных (дополнительных) счетов в других Банках. 

             4) При отказе в проведении операции, последующий отказ в проведении операции даёт Банку право закрыть счёт в одностороннем порядке по 115-ФЗ. 

             5) Отсутствие стратегии по выводу денег. 

             6) Отсутствие понимания рисков блокировки по 115-ФЗ. 

             7)  Отсутствие жалоб на действие банка в Межведомственную комиссию при ЦБ.

      Наши специалисты помогут в подготовке и предоставлении документов по запросу Банка, с учетом конкретной ситуации.Разработают и реализуют вывод денег из Банка с наименьшими потерями для клиента.Выиграем дело в суде если Банк уже списал у Вас деньги в виде штрафа или необоснованно высокой абонентской платы. Составим жалобу в ЦБ.